Крымско-татарская национальная вышивка была известна уже в 17 веке. К концу 19 века она считалась наилучшей по рисунку и колориту.
Известно десять видов шитья, выполняемого различными нитками на тканях разного качества.
Насчитывалось до 70 различных декоративных швов.
Каждый регион Крыма славился своими видами швов. Например, мыкълама
(гладь) выполняется золотом и серебром, с предварительным картонным настилом.
В прошлые века вместо картона использовалась кожа. Этим швом украшалась одежда:
фески (головные уборы), воротники, манжеты и т.п. Славилась мыкълама мастериц
Карасу-Базара (теперь Белогорск).
Шов букме исполнялся скрученными в шнур золотыми и серебряными нитками.
Им украшали праздничную одежду.
Существовало несколько орнаментальных групп.
Огромное значение в традиционном орнаменте имела символика. Например, в основании рисунка располагался треугольник - оберег. Он мог быть выполнен в виде трех листиков или вазы треугольной формы. Рисунок в виде разветвленного дерева символизировал древо жизни с корнями - прошлым, стволом - настоящим, и ветвями - будущим. Обильное ветвление дерева служило пожеланием многочисленного потомства крымско-татарской семье, с её традиционным родовым укладом. Изображение петуха обозначало победу добра над злом. Бадем - миндалевидный узор - использовался у девушек, готовых к супружеской жизни.
Вышивка украшалась жемчугом, бисером, драгоценными камнями.
Крымские мастерицы выполняли заказы царских особ, вышивая офицерские мундиры.
До 1941 года в Крыму существовало несколько артелей, в которых обучали крымско-татарской национальной вышивке. Одна из выпускниц артели, Зулейха Бекирова, в 30-е годы училась технике рисунка в Москве, ученица Фаворского. По ее эскизам был выполнен занавес для сцены Туркменского Государственного театра оперы и балета.
Во многих музеях мира хранятся многочисленные произведения искусства крымско-татарских мастериц. Это две тысячи экспонатов в Этнографическом музее Петербурга, двести рисунков в московском музее Восточного искусства, тысячи работ в музеях Германии и Румынии. Представлено мастерство вышивальщиц и в музеях Бахчисарая, Ялты, Симферополя.
В разные годы издавалась литература о вышивке таких авторов, как Гинсбург, Спасская, Чепурина, О.Желтухина, Петренко. Интересна современная работа Л.В. Рославцевой "Одежда крымских татар".
В своих работах я пользуюсь традиционными видами швов:
Мыкълама - гладью с предварительным картонным настилом
Букме - скрученной нитью
Сюзане - тамбурным швом
Для предметов, связанных с национальной религией (например, хуран-хап - расшитый футляр для Корана, который должна иметь девушка, выходя замуж), использую рисунки-символы, обереги.
Работаю по собственным рисункам, основываясь на традициях национального крымско-татарского искусства в современном видении.
Выполняю вышивку на современной одежде, сумочках, косметичках, очешниках, корсетах и т.д.
Вышиваю по рисункам заказчиков.